AHO «Время драмы»

Автономная некоммерческая организация в сфере драматургии и театрального искусства «Время драмы»

Международный конкурс, лаборатория и фестиваль современной драматургии

Проекты

Москва

19 ноября 2017
Драматургическая Лаборатория в «Театре на Юго-Западе»

Режиссёр Павел Карташев:

– Современная драматургия, постановка ее на сцене – это всегда риск. Не потому, что «совриск», то бишь современное искусство (хотя и поэтому тоже), а потому, что не совсем понятно, как современная пьеса звучит в сценическом пространстве. Классика – потому и классика, что проверена временем. А современная пьеса проверена кем, чем? Как говорил Владимир Немирович-Данченко, никто не знает, хороша или плоха пьеса, пока она не поставлена на сцене. Текст на бумаге либо на компьютере (планшете, смартфоне – нужное подчеркнуть) и оживляемый театральными средствами текст пьесы – это, как говорится, две большие разницы. Причем от слова «совсем». На сцене вдруг вылезают – и порой весьма неожиданно! – дополнительные смыслы, пласты, объемы, контексты, коннотации. Словом, все то, ради чего мы ходим в театр, почему собственно мы любим этот вид искусства. И уж, конечно, понять в полном объеме, «услышать» пьесу невозможно в читке! Уж слишком читка загоняет текст в интонационно-вербальную плоскость.

Фото – Сергей Чечеткин

– «Читка ногами», эскиз – да, такую возможность дает. Вот в такое живое драматургическое приключение, театральное лабораторное исследование мы вас и приглашаем. Вашему вниманию будет представлен эскиз комедии «Дурачок» современного автора из Екатеринбурга Алекса фон Бьёрклунда. Пьеса победила в Международном конкурсе современной драматургии «Время драмы, 2016, весна», соорганизатором и членом жюри которого я являюсь. Пьеса также участвовала в Международном конкурсе «Историческая драма» (2016) и драматургическом конкурсе конкурсов «Кульминация» (2016), проводимого СТД РФ и ФРСИ. Тем не менее комедия еще нигде не поставлена. А жаль. На мой взгляд, это социальная «Чайка» сегодняшнего дня, блестящая остросовременная вещь, ждущая своего зрителя. Я репетирую ее в самарском театре «Витражи», премьера намечена на 26 ноября в рамках драматургической лаборатории (где я модератор) Театрального форума «Золотой витязь» в Москве.

Фото – Сергей Чечеткин

– И даже если вы прочитаете перед этим пьесу (она в открытом доступе), то будете приятно удивлены ее сценическим звучанием. Таков магический ребус современных текстов для театра. Когда-то Георгию Товстоногову и легендарному завлиту БДТ Дине Шварц стоило огромных усилий убедить все и вся в актуальности и талантливости «Пяти вечеров» Александра Володина. Сегодня эта пьеса ставится широко, как само собой разумеющийся факт, будучи причисленной к современной классике. А чего стоило Владимиру Немировичу-Данченко и Константину Станиславскому поставить провалившуюся до того в Александринке «Чайку»?! Впрочем, это уже другая история…